Успения Пресвятой Богородицы, Патриарший собор в Кремля
адрес: Кремль
постр.: 1479
открыт заново:1989

Информация:
Первый Успенский собор в Кремле был построен в 1326-27 гг. Это был первый каменный храм в Москве. Он был заложен собственными руками митрополита Петра, при котором митрополичья резиденция была перенесена в Москву; в храме святитель приготовил себе гробницу.

Храм был невелик. Возведенный из белого камня, одноглавый, четырехстолпный, он стоял на высоком цоколе, и к его порталам вели относительно большие каменные лестницы.

В феврале 1326 г. в Москву было перевезено тело князя Юрия Даниловича, убитого в Орде князем Тверским, и князь был погребен в новом соборе. Вскоре и сам митрополит был похоронен в приготовленной гробнице.

В 1329 г. к собору с севера, возле гробницы Петра Мирополита, был пристроен небольшой каменный храм во имя Спадения Вериг св. Апостола Петра. Существует мнение, что храм был выстроен по тому же поводу, что и первая церковь Иоанна Лествичника. Этот храм простоял более ста лет.

В 1470 г. после пожара обрушился придел Петра Вериг. Сам Успенский собор уже совсем обветшал, своды его подпирали бревнами. Митрополит Филипп начал собирать казну для новой постройки. С 1470-х гг. великий князь Иван III начал в Кремле большое строительство. Первенцем строительной деятельности стал новый Успенский собор.

Храм был замыслен "великим и высоким", подобным собору Владимирскому. В 1472 г. зодчие Иван Кривцов и Мышкин начали строительство. Когда здание было выстроено в рост человека, из старого собора торжественно перенесли старые митрополичьи гробницы на приготовленные в новом соборе места. Для мощей Петра митрополита был устроен особый киот на том же месте, где святитель приготовил себе гробницу, и над ней был поставлен временный деревянный храм. В этом храме было совершено бракосочетание Ивана III с царевной Софьей Палеолог.

В 1474 г. после легкого землетрясения собор, возведенный до сводов, рухнул. Для установления причин катастрофы были приглашены опытные эксперты - псковские мастера. Главной причиной было не столько землетрясение, сколько "полная несостоятельность тогдашнего строительного художества по всей Московской области". Старый способ кладки был забыт, существовавший в то время не годился для возведения больших зданий. Были и чисто конструктивные просчеты - так, лестница, устроенная в северной стене, ослабила конструкцию. Также псковичи нашли известь "жидкой и неклеевитой". К счастью, жертв не было. Псковичи, дав свое заключение о причинах катастрофы, на предложение завершить работу ответили отказом.

Для постройки собора был приглашен мастер из Италии - Аристотель Фиораванти.

Мастер прибыл из Венеции и поселился в Кремле. Он подтвердил заключение псковских мастеров и добавил от себя, что белый камень в строительство не годится, а делать здание надо из кирпича. Аристотель был отправлен во Владимир для изучения Владимирского собора.

В 1475 г. все святые гробницы перенесли вновь, теперь к церкви Иоанна Лествичника, и мастер начал разбивать стены при помощи хитроумного приспособления из бревен, которое даже было описано летописцем. За Андрониковым монастырем, в селе Калитникове, была устроена печь для обжига кирпича. Был выкопан глубокий фундамент, а в него вбиты дубовые сваи. "На первое лето он вывел постройку из земли... на другое лето 1476 г. вывел стены храма по киоты... на третье лето достиг подсводной части здания". Летописец зафиксировал приспособления для подачи тяжестей наверх ("колесо с малыми колесцами") и другие механизмы.

В августе 1479 г. законченный собор был торжественно освящен.

Собор был выстроен из специально изготовленого кирпича и облицован снаружи блоками белого камня. Под фундаментом забиты дубовые сваи. В стенах применены железные связи.

План собора не совсем обычен для русских крестовокуполных храмов. Столбы делят храм на 12 одинаковых квадратов. Собор увенчан пятиглавием, сдвинутым к востоку, и снаружи храм имеет традиционный вид. Но около центральной главы вместо полуцилиндров - крестовые своды.

По сторонам центрального алтаря были приделы - Дмитрия Солунского и Похвалы Богородицы в юго-восточных апсидах и Петропавловский - в северо- восточной (его составила бывшая церковь Петра Вериг).

Все членения собора как снаружи, так и внутри равны или согласованы между собой.

Главный южный фасад вертикально расчленен на равные деления лопатками, несущими плавные одинаковые полукружия закомар, завершенные фронтонами. Восточные лопатки усилены выступами- контрфорсами, что уравновесило сдвинутое на восток могучее золотое пятиглавие и одновременно скрыло апсиды (их пять).

Кладка из блоков белого камня придала большую монументальность формам собора. Плавные лестницы ведут к широким порталам, над которыми по середине стены проходит колончатый пояс. Перспективные порталы вместе с главным куполом выделяют основную вертикальную ось здания. К западному фасаду собора примыкает крыльцо с висячей гирькой.

Интерьер собора получился просторным и светлым. Четыре круглых столба с капителями, расставленные равномерно, отсутствие хор, нивелировка центрального подкупольного пространства - все это усиливает впечатление обширности интерьера.

Первоначальные росписи были выполнены Дионисием в 1514 г. В соборе был трехъярусный иконостас.

В 1624 -26 гг. каменных дел подмастерье Бажен Огурцов и палатных дел масте Джон Талер укрепили своды собора и одвели под них подпружные арки.

В середине XVI в. над южным порталом и на восточной стене снаружи были сделаны росписи. В 1642-43 гг. они были сбиты и заменены новыми, которые дошли до настоящего времени. Росписи были сделаны по старым "прорисям" (копиям), предварительно снятым с обветшавших стен.

В 1652 г. иконостас переделали коренным образом, в 1654 г. были сделаны царские врата.

Во второй половине XVII в. была изменена алтарная часть собора. При устройстве ризницы придел Похвалы Богородицы перенесли из апсиды в барабан главы; его место занял придел Дмитрия Солунского. Арку между центральной и южной апсидами заложили, на небольшой высоте сделали свод, в южной и восточной стенах пробили окна для освещения, и над Дмитровским приделом сделали ризницу.

В 1680 г. ризница была украшена растительным орнаментом (мастер Василий Романов).

Фрески поновлялись много раз.

В 1773 г. фрески "записали" масляной краской с отступлением от первоначального рисунка. Первоначальная живопись считалась утраченной.

В 1819 г. часть стены Петроверигского придела сломали для устройства гробницы Петра Мирополита.

В 1890 г. во время ремонта иконостаса на алтарной преграде обнаружились фрески 1480-х гг. В 1895 г. выяснилось, что уцелели и фрески в приделах. В 1914 г. в юго-восточной ризнице были расчищены композиции "Поклонение волхвов", "Похвала Богородицы", "Рождество Иоанна Предтечи".

В Успенском соборе хранились образцы древнерусской живописи с XI в. по XVII в. (в настоящее время в Третьяковской галерее хранятся "Богоматерь Владимирская", "Деисус", "Благоведение Устюжское"). "Архангел Михаил", "Богоматерь Иверская". "Спас златые Власы" датируются XII-XIII вв. "Спас Ярое Око" написан для Успенского собора в сер. XIV в. В Успенском соборе сосредоточено много других произведений прикладного древнего искусства. Сохранились гробницы патриархов и митрополитов.

До 1917 г. в Успенском соборе проводилась коронация Российских государей.

Собор был закрыт в 1918 г. Последней в нем была пасхальная служба в 1918 г.

Кремль был закрыт для посещений до середины 1950-х гг. В соборе проводились систематические реставрационные работы.

В конце 1989 г. в Успенском Патриаршем соборе Святейшим Патриархом Пименом были возобновлены богослужения, которые совершаются в дни великих праздников, в Дни памяти свтт. Московских и, по благословению патриарха, в дни иных празднований. По специальному графику, согласованному с Московской Патриархией, храм используется для экскурсионного показа.

Фотографии:
Успения Пресвятой Богородицы, Патриарший собор в Кремля;1882
фото 1882г
Успения Пресвятой Богородицы, Патриарший собор в Кремля;2000
фото 2000г
Успения Пресвятой Богородицы, Патриарший собор в Кремля;2000
фото 2000г
Включить карту
Показать карту
 
© Codis 2000-2025