Архангела Михаила в Кремле
адрес: Кремль постр.: 1505-1508
Информация: Архангельский собор построен в 1505-1508 гг. Архитектор Алевиз Новый (Алоизо Ламберти да Монтаньяно).
Место вошло в территорию дубового Кремля Ивана Калиты в 1340г., однако уже в XIII в. территория за крепостной стеной была застроена.
В 1248г. на описываемом месте стояла древняя деревянная церковь, постройку которой приписывают Москвскому князю Михаилу Ярославичу Хоробриту, брату Александра Ярославича Невского.
В 1333г. великий князь Иван Данилович заложил на месте старой деревянной церкви каменный храм во имя Михаила Архангела. В том же году храм был закончен и освящен.
После кончины Ивана Даниловича его похоронили в этом храме, и с тех пор храм служил усыпальницей для великих князей, а потом и царей.
В 1505г., когда прибыл выписанный для этого архитектор из Италии, началось сооружение нового Архангельского собора - усыпальницы великих князей и царей.
В 1509г. Алевиз Новый закончил собор.
Храм был пятиглавым, шестистолпным, согласно традиции. Во внешнем оформлении были применены новые для Москвы элементы: тонкопрофилированные карнизы, пилястры с капителями, настенные филенки, многочисленные ложные арки, раковины в кокошниках и декоративные детали в их завершении.
Западный фасад Алевиз украсил лоджией, а северный, выходящий на Соборную площадь, - аркадной галереей, повторявшей декоративное убранство нижнего яруса северной стены (галерея не сохранилась). Входные двери были декорированы порталами с ренессансным орнаментом.
Барабаны глав с аркатурой и щелевидными окнами были выполнены по русским образцам. Собор первоначально имел красно-белую окраску (белокаменный декор на красном фоне). Кровлю покрывала красная и чернолощеная черепица.
Двуэтажный притвор с западной стороны выделен капитальной стеной, средняя часть его образует лоджию. Входы в небольшие помещения по сторонам лоджии отмечены изящными порталами. Из этих помещений винтовые лестницы ведут наверх в небольшие приделы и ценральную палатку во втором ярусе лоджии.
Декорация фасадов двухъярусная. Нижний ярус, обработанный архивольтами, воспринимается как аркада, несущая верхний ярус, в котором простенки между пилястрами заполнены филенками.
Внутри мощные столбы затенили пространство. Площадь боковых нефов заполняют надгробия над захоронениями великих князей и царей. Расчленено пространство столбами, им отвечают пилястры на стенах.
Между 1552г. и 1555г. к собору был пристроен Покровский придел у северной апсиды.
В 1581г. в южной апсиде был похоронен сын Ивана Грозного царевич Иван (погибший от руки венценосного родителя); в этой апсиде был устроен придел Иоанна Лествичника.
Собор страдал как от пожаров, так и от ремонтов после пожаров, постепенно искажавших облик здания.
После пожара 1547г. собор расписали мастера из Пскова и Новгорода.
В 1652-66 гг. старая роспись была сбита и иконописцы (среди них Симон Ушаков) расписали стены вновь, повторив старые сюжеты.
В 1680-81 гг. был установлен новый четырехъярусный иконостас. На столбах изображены святые и рядом с ними - русские князья. Cодержание росписи носит характер литературно- повествовательный. Многие композиции написаны на светские и военные темы и отражают борьбу русского народа за независимость.
До начала XVIII в. Архангельский собор был усыпальницей великих князей и царей. Император Петр I, перенесший столицу в Петербург, в Петербурге и похоронен. После него всех государей хоронили в Петербурге, кроме Петра II. Петр II - последний государь, похороненный в Архангельском соборе (1730г.)
В 1737г. после страшнейшего пожара разобрали алевизовы галереи.
В 1773г. стена дала трещину и была укреплена контрфорсом.
В 1803г. иконостас вновь заменили.
В 1903г. надгробия накрыли стеклянными футлярами.
В 1918г. собор был закрыт.
С 1920-х гг. в соборе проводится систематическая реставрация. В 1929-30 гг. при сносе собора Вознесенского монастыря - усыпальницы цариц и великих княжон - их останки в белокаменных гробах были перенесены в подклет Архангельского собора.