Иоанна Лествичника в Кремле
адрес: Кремль постр.: 1505-1508
Информация: В 1329 на этом месте Иван Данилович Калита заложил каменную церковь во имя Иоанна Лествичника (Иоанн Лествичник - религиозный византийский писатель VII в., автор трактата "Лествица, возводящая к небесам"). Храм был построен в три месяца.
Князь Иван заложил храм по возвращении из похода на Псков. На Псков князь ходил по приказу Ордынского хана Узбека. Этому предшествовал вооруженный конфликт между Александром Тверским и Шевкалом, племянником Узбека, в результате которого Щевкал погиб. Раъяренный Узбек опустошил Тверскую область и потребовал доставить ему князя Александра, укрывшегося у псковичей. В противном случае хан грозил опустошением всей Руси. На Псков пошли Иван Калита и Константин Тверской. Дело удалось решить мирным путем: князь Александр ушел в Литву, а псковичи заключили мир с Москвой и Тверью. Ожидаемая кровопролитная битва не состоялась. События пришлись на день празднования Иоанна Лествичника, поэтому историки предполагают, что храм поставлен великим князем по обету, в благодарность за мирный исход сложного дела.
Церковь Иоанна Лествичника была "под колоколы". Подобные башнеобразные храмы строились в Галицко- Волынском княжестве, откуда родом был митрополит Петр.
В 1505-08 гг. на этом же месте Бон Фрязин построил более обширную церковь с колокольней, названную Иваном Святым. Новая колокольня занимала два нижних яруса существующего здания и часть третьего яруса. Церковь была в первом ярусе.
Колокольня была выстроена "в стеннобразном виде на четыре угла" по древним псковским и новгородским образцам.
К 1543 г. вплотную к северному фасаду колокольни была построена новая церковь Воскресения. Строил ее новокрещенный итальянец Петрок Малый. Храм был устроен на высоте третьего яруса всего здания.
В 1555 г. к колокольне Ивана Святого была перенесена церковь Рождества Христова, с 1446 г. стоявшая на Плещеевом дворе в Кремле.
Столп колокольни, составленный из двух восьмигранных ярусов, имевших открытую аркаду для колоколов, был увенчан небольшим куполом. Одноглавая Рождественская церковь немного уступала по высоте колокольне. Ее фасады были рачленены пилястрами и карнизами. Над западной стеной храма поднималась трехпролетная звонница. К 1600 г. храм имел в завершении килевидные кокошники и щатровый верх с главкой.
В 1599-1600 гг. Борис Годунов приказал надстроить столп Ивана Святого. При этом были произведены некоторые изменения в наружном оформлении столпа. Под куполом золочеными буквами сделана напись, говорящая, что "повелением Великого Государя Царя и Великого князя Бориса Феодоровича... и сына его князя Феодора Борисовича... храм совершен и позлащен во второе лето государства их..."
В 1624 г. была сооружена Филаретовская пристройка. Строил ее мастер Бажен Огурцов.
В это же время было начато преобразование Рождественской церкви в звонницу. Храм был завершен трехпролетным ярусом для размещения колоколов.
Колокольня, получившая имя Ивана Великого, была самым высоким зданием Москвы (81 м) и служила строжевой башней, с которой обозревались окрестности на 25-30 м.
Звонница к концу XVII в. называлась Успенской. Воскресенская и Рождественская церкви более не упоминаются.
В 1754 г. комплекс Ивана Великого ремонтировал архитектор Д.В.Ухтомский.
К концу XVIII в. М.Ф.Казаков пристроил с западному фасаду одноэтажное здание кордегардии с галереей.
В 1812 г. наполеоновские солдаты взорвали здание. Колокольня устояла, а звонница и Филаретова пристройка были почти полностью разрушены.
В 1814-15 гг. И.Жилярди по проекту И.В.Еготова и Л.Руска отремонтировали столп и восстановили звонницу и пристройку в прежнем объеме, кроме угловой палаты и казаковской кордегардии. Звонница, возведенная в 1814-15 гг., - пятиярусная и завершена куполом на высоком цилиндре барабана.
В 1817 г. после сноса церкви Николая Гостунского в новоустроенную церковь в средней части колокольни под колоколами перенесли чудотворный образ, иконостас и всю утварь. Храм освятили во имя св. Николая Чудотворца.
Первый ярус петроковской церкви сохранился. Авторы нового проекта не изменили очертаний прямоугольного здания, повторили соотношение четырехъярусоного объема - постамента и трехпролетного яруса-звона. Сохранен и прежний ритм горизонтальных и вертикальных членений. В обработку введен "гот%